Детский психолог С. Кирсанова рассказывает о том, как определить, готов ли ребенок к начальной школе, и предлагает короткий тест на определение готовности будущего первоклассника:
Недавно встречалась с родителями будущих первоклассников. Сидят бедные, озабоченные, уставшие, несколько растерянные. Что делать с чадом, куда бежать, в какой школе его ждут? Я не читала нравоучений, не наставляла, не советовала. Просто рассказала об их детях «человеческим» языком, «нарисовала» портрет современного первоклассника (есть к чему стремиться), пошутила. Родители оттаяли, заулыбались...
Очень люблю этот шестилетний возраст: активные, любопытные, с чувством собственного достоинства.
На что особенно стоит обращать внимание на пороге школы?
- На активную позицию ребенка: познавательную, речевую, социальную.
- На мотивационную готовность к обучению в школе: важность и необходимость обучения приобретают самостоятельную привлекательность.
- На психологическую готовность: учиться не только интересно, но и очень ответственно, у ученика много обязанностей, которые он должен выполнять.
- Хорошо, если к школе у ребенка присутствует организованное поведение: умение занять себя самостоятельно, выполнить ту или иную деятельность, составляя план действий.
- Важное значение для будущих школьных успехов имеет работоспособность ребенка, ведь ему нужно работать несколько часов учебного времени.
- Темп деятельности должен отвечать среднестатистическим стандартам, иначе маленький ученик будет или отставать от класса, или выполнять все быстро, но это может отразиться на качестве выполнения заданий.
- У ребенка необходимо формировать контроль собственной деятельности: главное не количество выполненных заданий, а качество; «не надо быстро, надо правильно».
- В моторном плане ребенок тоже должен быть готов к обучению: статичная поза, письмо.
- И важнейшим фактором школьной успешности является сформированность коммуникативных навыков. От умения ребенка общаться зависит его положение в детском коллективе.
Конечно, нужно время и терпение, чтобы Ваш малыш овладел необходимыми навыками и умениями.
Школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития.
Каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.
Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаю вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?
- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений ?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
- Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте свои положительные ответы на эти вопросы. Если результат составляет:
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолены;10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;- 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Что получилось? Результаты могут вас разочаровать. Но дошкольный возраст очень пластичен, и Вы легко можете научить ребенка читать и считать — да и в целом — всему необходимому. Не забывайте, что все обучение ребенка должно быть добровольными и приносить вам обоим удовольствие.
Еще нашла совершенно замечательные вредные советы психолога Нели Нарицы:
- Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы.
- Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.
- Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.
- Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка — это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!
- Помните, переписывание — лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах.
- И уж конечно, чаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!
- Лучший способ помощи ребенку — все сделать за него. Быстро и без проблем!
- Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.
- Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам.
- Одевайте ребенка тоже сами — сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!
- Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти.
- Лучший способ отдохнуть от уроков — это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки — пустая трата времени для вас обоих.
- И уж, конечно, пора бросать бесполезную привычку читать ребенку сказки перед сном. Он уже сам умеет читать.
P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы — понимающий и заботливый родитель.
Естественно, психолог в рамках своей профессиональной деятельности занимается подготовкой детей к школе. Какой ребенок должен садиться за парту первого класса? Умеющий читать, писать, считать, с прекрасной самоорганизацией и высокой работоспособностью, а главное — прочно усвоивший правила поведения в школе? Бывают ли вообще такие первоклашки? С позиции психолога начальная школа все больше и больше напоминает какое-то дисциплинарное учреждение, а поступление ребенка в первый класс — сдачу госэкзамена.
Смею напомнить, что у школы, помимо образовательной функции есть воспитательная. Самая рядовая школа с сентября месяца открывает «подготовительные курсы», дублируя программу подготовительной группы детского сада. Понимаю, когда ребенок воспитывается в условиях семьи (нужна адаптация в детском коллективе и т.д.), но если ребенок находится в дошкольном учреждении, зачем нужно по 2 раза в неделю, сбивая режим, возить его в школу? На каждом совещании нас информируют о том, что этого не должно быть, а «воз и ныне там».
Теперь непосредственно о поступлении. Год назад моя воспитанница (умненькая, активная) проходила тестирование в течение 2 (двух!) часов: фронтально, индивидуально... И это государственная школа! А как быть ребенку с особенностями развития, недостаточно «зрелому» (с позиции педагогов?). Раньше эти дети (по возможности) обучались в частных школах. Но теперь и частные школы, поддерживая свой имидж, все чаще грозят ребенку отчислением. Согласна, что меняется менталитет общества, но ведь есть общечеловеческие ценности: внимание, терпение, доброта по отношению к маленькому человеку. Да, он многое не умеет, не знает. Научите, поддержите, проследите. Мы педагоги, мы для этого и служим, чтобы нашим детям было комфортно.
Кстати, несколько лет назад я проходила тестирование в одну из элитных частных школ Москвы. Прошла, зарплата приличная. Единственное, что напрягло — родителям нужно было говорить только об успехах детей, а все " детские проблемы" решать самостоятельно. Для меня это неприемлемо. Все детские проблемы стараюсь решать с помощью родителей, но уважая и одних и других. А сейчас что, все изменилось? Ведь есть специалисты, которые обязаны помочь ребенку и родителям. Где же они? Когда родители меня спрашивают, как найти школу, отвечаю: «Идите на учителя». В песочницах, поликлиниках, по телефону интересуйтесь этой проблемой. Для маленького ребенка важно принятие, поддержка, понимание, а не имидж школы. Удачи Вам в выборе «своего» учителя.
Источник: childmind.livejournal.com